Газ 21


В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 «Победа». Созданная конструкторская группа под руководством А. Невзорова в конце 53-го года приступила к разработке машины. Кузов нового автомобиля разрабатывался, что называется, «с чистого листа». Основой для выбора дизайна служили современные предпочтения мирового автомобильного рынка.Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки «Форда» - «прародителя» ГАЗа. Ford - 52-го модельного года имел целый ряд общих с М-21 линий и элементов оформления. Тем не менее, упреки в сторону ГАЗа в «копировании» западных моделей безосновательны, так как именно модель Ford-Mainline 55-го модельного года значительно больше походит на М-21, нежели последняя на ранние работы «Форда». Хотя вполне можно допустить знакомство дизайнерской группы на ГАЗе с перспективными проектами того же «Форда».Три первых прототипа, на двух из которых была установлена автоматическая трансмиссия, приступили к испытаниям 3 мая 1955-го года. Проведя испытания новой модели и внеся в конструкцию ряд доработок в октябре-ноябре 1956-го года завод выпустил пробную партию машин. По причине частых поломок нового двигателя из-за его недоработки, на машины установили нижнеклапанные моторы от «Победы», форсированные путем расточки до объема 2432 куб.см, мощность такого мотора составляла 65 л.с. Конструкция автоматической коробки передач также требовала доработки, поэтому на конвейер пошли модели с ручным приводом КПП. Первые производственные образцы, на которых отрабатывалась технология конвейерной сборки, были собраны 10 октября 1956-го года. А началась полномасштабная конвейерная сборка уже в декабре 1956-го – официальная дата начала выпуска автомобиля модели М-21 «Волга».Выпускались машины двух модификаций: общего назначения - 21Б, и вариант для работы в качестве такси – 21Г. Автомобиль-такси отличался от базовой модели исключительно различиями комплектаций: дополнительно устанавливали счетчик и зеленую лампочку «свободен», ставшую на многие годы непременным атрибутом машин, работавших в качестве таксомотора. Из целей практичности и долговечности сиденья обивали кожзаменителем, а не тканью; кроме того, спинка переднего сиденья не откидывалась – так было дешевле и, кроме того, таксомотор по своему предназначению не предусматривалось использовать для устройства спального места. Упростили обивку дверей, а также почему-то не устанавливали прикуриватель. Вскоре после начала серийного производства «Волг» завершили окончательную доработку и доводку верхнеклапанного мотора. Именно этот мотор, весьма современный для своего времени, претерпев незначительные конструктивные изменения, под наименованием ЗМЗ-402 и его модификации сохранился в серийном производстве до наших дней. В мае 1957-го года первые партии моторов поступили на главный конвейер ГАЗа для установки на машины. Причем сразу же было готова два варианта двигателей: мощностью 70 и 80 л.с., большая мощность была достигнута увеличением степени сжатия, и такой мотор требовал применения высокооктанового бензина, мало распространенного в СССР, поэтому форсированные моторы устанавливались лишь на модификации для экспорта. К этому же времени завод освоил наконец и производство заднего моста с гипоидной передачей. С внедрением этих агрегатов завод изменил индексы модификаций «Волги»: базовая модель получила индекс 21В, такси – 21А, а модификация для экспорта – 21Д. На последнюю, кроме более мощного мотора, устанавливали такой элемент отделки, как декоративный хромированный молдинг, проходящий поясом вокруг всего кузова по нижней границе остекления.

Модельный ряд «Волг» 1964 года практически без изменений выпускали до конца производства. Последний ГАЗ-21 сошел с конвейера Горьковского автомобильного в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. Это была модификация 21УС цвета «антрацит». Всего за 14 лет серийного производства «21-й» было выпущено 638 875 (по некоторым источникам – 639 448) автомобилей «Волга» различных модификаций.

Характеристики

Число мест
5
Снаряженная масса.Полная масса 1450 кг\1875 кг
Максимальная скорость 130 км\ч
Разгон с места до 100 км\ч за 38 с
Длина\ширина\высота\база 4810\1800\1620\2700
Дорожный просвет 190
Двигатель ЗМЗ-21А.4 цилиндра.2 ряда.2 клапана на цилиндр.
Рабочий объем 2,45 л
Мощность 55,1 кВт/75 л.с. при 4000 об/мин
Трансмиссия Привод на задние колёса
Тормоза Барабанные
Размер шин 6.70 - 15